Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9"

АДРЕС: Г. КУРСК, УЛИЦА ДИМИТРОВА, ДОМ № 74.
ТЕЛЕФОН: (4712) 70-29-04 ,70-29-06.
Г. КУРСК, УЛИЦА РАЗИНА, ДОМ № 8.
ТЕЛЕФОН: (4712) 58-58-49.

Официальные документы

 

Официальный портал bus.gov.ru

 Персональные данные. дети

«Все информационные, фото, видео
материалы на официальном 

сайте ДОУ размещены с 

согласия субъектов персональных

данных (сотрудников,
родителей, законных

представителей воспитанников)».

Консультация «Математическая грамотность в ДОУ»

Обучение дошкольника математической грамотности.

Обучение счета нужно начинать в очень раннем возрасте, даже если, кажется, что ребенок ничего не понимает. У него на подсознательном уровне уже появляется основа к изучению математики. Потом стоит подумать над тем, какую ситуацию выбрать, чтобы обратить внимание ребенка, а далее следует кропотливая и терпеливая работа с учением непосредственно счета. Если правильно придерживаться такой последовательности, то можно достичь желаемого результата. Конечно не сразу, но со временем он будет очень заметный.

План изучения цифры

Как научить ребенка запоминать цифры? Основное правило – начинайте медленно. Как и алфавит, цифры не стоит заучивать одновременно.

1. Начинать обучения нужно со счета в пределах пяти или десяти.

А) Попросите ребенка отсчитать необходимое количество предметов. При этом выкладывайте их в шеренгу. Счет с первого предмета, потом счет со второго предмета…Счет обратный.

Счет последовательный - один, два, три…

1) Наглядные счетные материалы (геометрические фигуры, цвета)

2) Игра «Собери бусинки по количеству» (бусинки)

Счет порядковый- первый, второй (домик со сказочными героями)

Игра «Живые цифры»

Б) Во время игры нужно постоянно ставить ребенку ситуативные математические задачки, например, «А если один кубик уйдет, сколько останется». Такую игру можно играть, сколько хватит терпения самому ребенку. Для аналогичной игры «Поделись, будь другом» нужны два участника. Для этого в коробку ставятся четыре кубика, и звучит просьба«Поделись со мной». Ученик после того как поделил должен посчитать сколько осталось.

В) В быту, во время обеда или завтрака на дежурстве«Сколько тарелок стоит на столе?»«Сколько нужно ложек на этот стол?». Детей мало построились на зарядку посчитать сколько детей, мальчиков и девочек сколько, кого больше? и т. д. Когда ситуация непринужденная, мотивация ребенка посчитать сильнее.

Г) Счет пальчиков при помощи считалочки с их одновременным разгибанием: «Раз, два, три, четыре, пять; пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять; будем радоваться вместе» Можно положить стишок на любую мелодию и пританцовывать пальчиками. Эта методика поможет ребенку запомнить цифры, начиная с младенческого периода. Через два-три года можно будет увидеть результат, малыш запомнит цифровую последовательность. Здесь задействована и слуховая и зрительная память.

Д) Обучение счету в уме требует большой концентрации внимания и сосредоточенности на выполняемом действии. Этот навык пригодится ребенку, когда он пойдет в первый класс. Начинать лучше всегда с небольших числовых значений. Когда ребенок в совершенстве освоил наглядный счет, можно плавно переходить к счету в уме. Например, в следующий раз не доставайте из коробки счетные палочки, а просто предложите ему сосчитать в уме. Спросите его: как ты думаешь, если к одному апельсину прибавить еще два апельсина, сколько их всего будет? Вы ведь решали с ним уже подобные задачи наглядным способом, а теперь вовсе не обязательно каждый раз демонстрировать предметы, которые считаете. Скорее всего, в голове ребенка возникнет незабываемый образ апельсина, его сочный вкус, и он, недолго думая, даст правильный ответ. Если ребенок ошибается или запутался, растолкуйте ему что к чему, можете даже еще раз продемонстрировать наглядным способом.

Ребенок должен хорошо усвоить понятия «больше – меньше». Он должен знать, что «пять» больше «трех», но меньше «семи» и «десяти».

2. После того, как усвоен счет до десяти (чаще всего, этот процесс заканчивается к пяти годам) знакомство с цифрой и обучение ребенка написанию цифр на бумаге.

А) Расскажите малышу, что это число обозначается цифрой…

Б) Рассмотрите цифру, обсудите ее, подберите ассоциацию. Если в дальнейшем малыш не сможет назвать имя цифры, не спешите ему подсказать, а напомните о той ассоциации, которую вызвала данная цифра. Набор ассоциаций меняться не должен.

• 1 – столбик с клювом

• 2 – гадкий утенок

• 3 – заячьи уши

• 4 – оттопыренный локоток

• 5 – животик с шапкой

• 6 – бублик с флажком

• 7 – полочка

• 8 – матрешка

• 9 — качели

• 0 – колесо от машины

В) Выучить стихотворение про цифру.

Цифра два, лошадка- диво,

Мчит, размахивая гривой.

Г) Вырезать цифру по контуру: спросить какую цифру вырезал, обвести пальчиком вырезанную цифру

Е) Закрасить цифру

Ё) Слепить из пластилина

Ж) Сконструировать из спички или палочки

З) Сконструировать из шнурков или тесьмы разных расцветок и длины.

Это производится для того, чтобы ребенок понимал, как будет записываться та или иная цифра

И) Дорисовать элементы так, чтобы получилась цифра

Й) Написать цифру по точкам

К) Написать цифру мелом на доске или фломастером на ламинированной доске

Л) Написать на песке или крупе

Цифры если получилось не правильно, то можно стереть.

М) В квадрате написать цифру

3. Закрепление знаний

А) Нахождение заданной цифры по образцу, по словесной инструкции, лишней цифры, одинаковых цифр (с 23-26, с 27-28, с 29-30, с 31-32)

Б) Написание пропущенных цифр (с 33-35)

В) Установление связи числа с цифрой (с 36-43)

Г) Развитие зрительного внимания. (с44-48)

Игровые упражнения для обучения цифрам

Киндер-сюрприз.

В ячейке цифры, в киндер-сюрпризе бусинки, пуговицы)

Кто спрятался?

На альбомном листе нарисуйте большую цифру и согните ее как угодно: пополам, на четыре части, отогните уголок и т. д. Задача дошкольника – узнать цифру по ее части.

Какую цифру я загадала?

У Вас в руках – стопка карточек со счетным материалом. Перед ребенком лежат цифры. Вы показываете карточку, а ребенок быстро находит цифру, которая соответствует числу изображенных предметов. Если он ответил правильно, скажите ему, что он самый настоящий волшебник!

Цифра-соседка

Такая игра, как «Цифра-соседка» учит ребенка не только цифрам, а и работает над повторением числового ряда. Вы говорите такую фразу:» Я загадала число меньше 8, но больше 6, угадай число и найди цифру!».

Паровозик

Сделайте плоскую модель паровоза с необходимым количеством вагонов. Вагоны можно сцеплять и расцеплять (закрепите на них разогнутые скрепки). Пусть малыш поработает машинистом и соберет свой поезд – по количеству точек на вагонах пронумерует их (подберет цифры) и укомплектует по порядку.

МОРСКИЕ ЗВЕЗДОЧКИ

Вырежьте из бумаги 2 (или больше - по количеству игроков) звездочки, на них нарисуйте мордочку и кружочки вокруг. Приготовьте пуговицы или игровые фишки.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ: кидается кубик по очереди, по выпавшему числу на звездочку выкладываются фишки. Кто быстрее заполнит, тот и выиграл.

АРБУЗ

Из бумаги вырезаются арбузные дольки, отдельно делаются "косточки".

ВАРИАНТЫ ИГРЫ: вы говорите (или показываете) цифру, малыш выкладывает нужно количество косточек.

СЕРДЕЧКИ (самый простой вариант)

Вырезаются из бумаги сердечки, на одном стороне сердца пишется цифра, на другой ставится такое же количество точек. Затем все сердечки разрезаются пополам.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ: малышу нужно найти правильную пару. Дальше с развитием ребенка можно составлять примеры, вырезав из бумаги знаки сложения, вычитания, равенства.

РУЛЕТКА

На плотном карточке чертится поле, как показано на картинке. К прищепкам приклеиваются бумажки с цифрами от 1 до 10.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ: малыш кидает что-то (пуговицу, конфету, маленькую игрушку) на поле, она попадает на определенный сектор. Задача выбрать и прицепить к нем прищепку с нужным номером.

Используйте разнообразные методы для обучения ребенка, тогда ребенок быстро научиться распознавать и записывать цифры.